обзор

Коллекция Приморской картинной галереи

Приморская картинная галерея – центральный художественный музей в Приморском крае и один из крупнейших на Дальнем Востоке. В её собрании – более 80 тысяч экспонатов: живописные полотна, скульптурные и графические работы, старинные иконы и редкие книги.

В постоянной экспозиции галереи представлены шедевры русского искусства XVI – начала XX веков: портреты работы Федора Рокотова, Ореста Кипренского, Василия Тропинина и Валентина Серова, масштабные живописные полотна Василия Поленова, Владимира Маковского, Исаака Левитана и Ивана Шишкина.

Отдельный зал посвящен морскому пейзажу. Центральное место в нем занимает картина знаменитого мариниста Ивана Айвазовского «Восход солнца на Черном море». Также выставка включает в себя ряд работ ярких представителей русского авангарда: Петра Кончаловского, Роберта Фалька, Марка Шагала и Василия Кандинского.

«Портрет князя Д. М. Голицына», Фёдор Рокотов

На полотне изображён 14-летний Дмитрий Голицын – сын генерала-майора князя Михаила Голицына. Фёдор Рокотов передал мягкие черты юноши, которые уже перестал быть ребенком, но еще не вырос: нежную кожу, пушистые волосы и при этом чувство собственного достоинства, горделивую посадку головы.

Первоначально полотно находилось в овальной раме. Это выяснила старший научный сотрудник картинной галереи Ольга Батиевская. Искусствовед Игорь Грабарь описал полотно в каталоге выставки работ Рокотова в Третьяковской галерее 1923 года. Там упоминалось, что оригинальная рама была овальной формы, а князь изображён в светло-голубом кафтане. Оказалось, что в 1930-е годы реставраторы дублировали портрет на новый холст, раму заменили на прямоугольную, а живопись покрыли лаком. Со временем лак пожелтел и изменил колорит картины на нежно-зеленый.

«Восход солнца на Черном море», Иван Айвазовский

Иван Айвазовский написал эту картину по мотивам реальной ситуации, которую он однажды наблюдал. Русский сторожевой корабль преградил путь черкесской лодке-кочерме, которая везла армянских девушек в неволю. Моряки приняли решение освободить пленниц и вступили в бой. На картине Айвазовский изобразил это столкновение в самом разгаре. Однако маринист выбрал для работы светлый колорит, символизирующий удачный для русских матросов и плененных девушек исход сражения.

Картина «Восход солнца на Черном море» поступила из Русского музея в Краеведческий музей имени В. К. Арсеньева в 1930 году, а уже в 1966 её передали Приморской картинной галерее.

«В еловом лесу», Иван Шишкин

Пейзажная живопись Ивана Шишкина отличалась размахом, четким рисунком и точным следованием натуре. Художник тщательно изучал природу, но при этом он создавал в своих работах собирательный, эпический образ русской природы.

Художник предпочитал работать в глуши, где ничего не напоминало о человеке, особенно в месяцы устоявшегося лета, жаркого и солнечного. Именно такой он изобразил чащу на картине «В еловом лесу» – дикой и непроходимой. Верхушки деревьев Шишкин «обрезал», оставил за границами полотна. Живописец часто прибегал к такому приему, чтобы создать впечатление «бесконечного леса», который не имеет ни начала, ни конца.

В центре композиции изображён поваленный ствол. Это характерная черта для многих пейзажей Шишкина. Лежащее дерево контрастирует с более тёмным задним планом. Оно как будто подсвечено, хотя солнца на картине нет.

В Государственном Русском музее хранится рисунок Шишкина 1878 года, похожий на картину «В еловом лесу». Судя по всему, эта живописная сцена понравилась художнику, и он возвращался к ней не один раз.

«Импровизация», Василий Кандинский

Кандинский стремился представить абстрактное искусство как систему. Он издал два теоретических труда, в которых излагал основные постулаты своего искусства и рассуждал об ассоциациях, которые могли вызвать у зрителей разные цвета, линии и пятна на живописных полотнах.

Также он выделил три собственных жанра: импрессия, импровизация и композиция. Импрессиями художник называл впечатления от созерцания, импровизациями – выражение бессознательного, а при создании композиций главная роль отводилась разуму.

«Импровизацию» из собрания Приморской государственной картинной галереи Василий Кандинский написал в канун Первой мировой войны, в 1913 году. На ней можно рассмотреть нескольких воинов, один из которых стреляет из лука, скачущую лошадь, крепость, охваченную огнем. Некоторые исследователи полагают, что «Импровизация» стала выражением политической и социальной нестабильности, которые чувствовались в обществе перед началом войны.

«Золотые волосы», Николай Фешин

Николай Фешин учился в Академии художеств, в мастерской Ильи Репина. Это сформировало творческий взгляд художника. Фешин стремился найти в каждой модели что-то неповторимое, воплотить в портрете главные черты внешности и души героя и в то же время старался придать изображению остроту. Своеобразие портретов Николая Фешина проявляется в пластическом и цветовом строе, а также в выборе необычных ракурсов и оригинальной композиции.

Так, композиция картины «Золотые волосы» разворачивается по кругу. Ощущение движения на картине задают динамичный поворот головы модели и её отведённая рука. А лицо девушки оказывается в центре этого круга. Этот портрет Фешин создал в 1914 году, когда работал преподавателем живописи в Казани. В то время он часто писал учениц местной художественной школы.

В портрете Фешин отразил естественную грациозность и порывистую эмоциональность своей героини, сочетание её женственной натуры и твёрдого характера, который выдает резкий и прямой взгляд девушки.

Портрет А. Э. Генц, Пётр Кончаловский

На картине изображена Анна Генц, одна из учениц Кончаловского. Художник написал её портрет в 1918 году. Живописец не стремился передать эмоции или характер модели: он сосредоточился на цвете. Кончаловский вылепил фигуру Генц широкими мазками краски. Сквозь них проглядывает белый грунт, создавая эффект многомерного пространства. Фактура полотна рельефна – это создает ощущение, что художник написал его на одном дыхании.

Спустя два года Пётр Кончаловский снова написал портрет Анны Генц. Второй вариант сейчас находится в Париже, о чём известно из писем самого художника.

Портрет брата Давида с мандолиной, Марк Шагал

Эту картину Марк шагал написал в 1914 году. В то время основной темой его работ был родной город, Витебск. В этот период художник, по его словам, создавал произведения-«документы»: он написал более 70 портретов, пейзажей и жанровых сцен на основе собственных натурных впечатлений от города.

Брат художника вернулся с первой мировой войны без ноги. Таким и написал его Шагал. В этой картине соединились основные черты художественного мировоззрения и авторского почерка Шагала раннего периода: гротеск, ирония и доброта. Художник изобразил брата сидящем на стуле у окна, свет из которого окрашивает комнату в сумеречный синий цвет. Это цвет безнадежности, печали. Шагал написал Давида почти в фас, не скрывая его увечья. Однако гротеск сглаживает тяжелое впечатление от трагедии, которая произошла в жизни героя картины, смягчает, а не усугубляет его.

Марк Шагал говорил об этой картине:

«Я написал твой портрет, Давид. Ты смеешься во весь рот, блестят зубы. В руках – мандолина. Всё в синих тонах. Ты покоишься в Крыму, в чужом краю, который пытался перед смертью изобразить, глядя из больничного окна. Сердце мое с тобой».

«Сад в полдень», Виктор Борисов-Мусатов

Виктор Борисов-Мусатов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но остался недоволен уровнем полученного там образования. После он поступил в Императорскую Академию художеств. В 1895 году художник отправился в Париж, где впервые познакомился с живописью импрессионистов, а после поселился в Саратове.

Именно в это время Борисов-Мусатов написал картину «Сад в полдень». В ней прослеживаются яркие черты импрессионистской живописи, в частности, яркие вибрирующие цвета и высветленная колористическая гамма. Дробные свободные мазки, также характерные для импрессионизма, расположены на холсте в разных направлениях, благодаря чему ритмические очертания синих цветов в саду складываются в декоративные орнаменты.

Картина написана темперными красками, нанесенными тонким матовым слоем. Сквозь цвет виднеется рельеф крупнозернистого холста без грунта, что делает картину похожей на нетканый гобелен.

Исследователи отмечают, что для многих полотен Борисова-Мусатова, в том числе и для «Сада в полдень», было характерно ослабленное сюжетное начало.

Подробности о каждой картине и еще больше экспонатов — на платформе Artefact

также рекомендуем

«Культурное Приморье»
во «вконтакте»

@primcult

Вступить в группу

«Культурное Приморье»
в Telegram

@primcult

Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.