обзор

Аудиоспектакль «Береговая линия»: Неула экини. Услышать детство

Слушаем выпуск № 2 с Верой Кавецкой.
/ Автор фото: Лида Бекенова

В мае 2023 года на подкаст-платформах вышел многосерийный аудиоспектакль «Береговая линия». Проект предлагает слушателям вместе исследовать побережье Приморья: те, кто никогда там не был, познакомятся с краем, а местные жители смогут по-новому взглянуть на историю региона и привычные локации.

Главная героиня аудиоспектаклей – девушка Есения, которая спустя десять лет возвращается в родной Владивосток. В каждом из шести выпусков Есения обращается к воспоминаниям о семье и рассуждает о памяти поколений.

«Культурное Приморье» и «Береговая линия» попросили шестерых горожан пройти маршрутами аудиоспектаклей, послушать выпуски и ответить на вопросы редакции.

Аудиоспектакль «Береговая линия»

Истории о Приморье, девушке Есении, семье, доме и шестерых жителях Владивостока.

/ Автор иллюстрации: Юлия Кожурина

Неула экини. Услышать детство

Героиней второго материала стала Вера Кавецкая – независимый исследователь, член Русского географического общества, заместитель председателя по работе с культурным наследием Союза коренных малочисленных народов Приморья.

Неслучайно именно ей достался выпуск «Неула экини», что в переводе с удэгейского значит «детство»: аудиоспектакль затрагивает историю коренных народов края, а главная героиня Есения продолжает вспоминать свое детство и семью, в которой чудесным образом есть место удэгейским легендам и сказкам.

/ Вера Кавецкая. Фото предоставлено героиней

Что для вас значат сказки, в чем их ценность и, на ваш взгляд, насколько важно их сохранить?

Сказка – то, с чего начинается постижение мира. Сколько себя помню, сказки окружали постоянно: их рассказывали бабушки, дедушка и родители, а для младшего брата я сочиняла их сама. Первые мои спектакли, книги, мультфильмы и кино тоже были на основе сказок. Да и всё детство мой мир был одной непрекращающейся сказкой, через которую он и открывался во всех своих ипостасях. Друзья в юности часто называли меня сказочницей. Думаю, не только потому, что я любила и даже сочиняла сказки, а просто мне было даровано такое мировосприятие. Ведь сказка не просто учит. Она открывает сокрытое, волшебное в привычном, загадочное в бытовом, мудрое в неразгаданном, будущее в произошедшем… Подвигает этим заниматься всю жизнь: разбираться в ткани жизни, видеть в ней и узоры, и основы, и переплетения, и связи, и истоки. А еще учит думать о последствиях своих мыслей и действий.

Жить как в сказке – не всегда легко и весело, но всегда увлекательно: есть место открытиям. И еще сказки дают возможность сотворчества. Каждый ребенок, да и взрослый, передавая сказку, дополняет или сокращает, трансформирует ее, потому что творит и саму сказку, и свой волшебный мир. Получается, как бы принимает сказку в наследие, берет в руки, крутит, вертит, смотрит на просвет и совершенствует ее, приспосабливая к своему времени, условиям, чувствам и мыслям. В общем, делает ее актуальной, живой, а значит, нужной, полезной, востребованной. А она радуется обновлению, ведь хранясь в неизменном виде как будто в сундуке, можно зачахнуть. Так и живем: сказки в нас, а мы – со сказкой.

Почему так ценили сказителей? За медиацию, за то, что уводили в мир сказки, в этот мир многовековой мудрости, заботы предшественников о последователях. Исторически люди осваивали мир в трех измерениях: материальный мир вокруг себя, душевный мир внутри себя и духовный мир на грани вне и внутри. Так малыши испокон веков проходят этот путь. А сказки в этом помогают, соединяя миры. Они – тот вид коммуникативной памяти, с которого начинается не только детство каждого человека, но и всего человечества. Конечно, потом из сказок выросли самые разные литературные жанры. И мы, вырастая, осваиваем их постепенно. Но сказка никуда не уходит из нашей жизни, даже если мы о ней забываем в суете повседневности. Так или иначе, но она призывает нас, и мы из слушателя, читателя и зрителя становимся сказителями: читаем и рассказываем сказки младшим, детям, потом – внукам и правнукам. Вносим лепту в не прерывающуюся традицию – Сказывать и Связывать. И в этом приобщаемся к бессмертию Человека. Поэтому не сотвори себе кумира, а сотвори сказку и подари ее миру! Она обязательно кому-то будет нужна для защиты, опоры, совета или просто радости.

/ художник Тамара Кузьмина

В аудиоспектаклях главная героиня Есения много рассуждает о памяти поколений. Есть ли у вас в семье способы сохранения памяти поколений?

Мир стал очень летуч, непредсказуем, тревожен – хочется опереться на что-то незыблемое. Наверное, поэтому сейчас многие люди обратились к поиску своих корней, собиранию сведений о своих предках, написанию родословных.

Так распорядилась судьба, что у меня уже несколько лет как не осталось никого из родительской семьи. Конечно, не хватает их прикосновений, звучания родных голосов, но благодаря тому, что долгое время я была окутана любовью близких, этот «кислородный» кокон – прямо как в сказке «Неула экини» – дает возможность дышать даже в очень трудных житейских обстоятельствах. Мои близкие не исчезли бесследно, они живут в моей памяти и памяти моих детей. Мы все – живые памятники тем, кого любим. Только вот кто-то часто, кто-то иногда, а кто-то и вовсе очень редко ощущает себя в этом качестве. И освежаем мы эту память тоже по-разному. Как у очень многих, в нашей семье всегда хранились альбомы с фотографиями. Только, к сожалению, не все фото в них подписаны. Эту традицию мы храним до сих пор и каждый семейный праздник листаем альбомы, вспоминая тех, кто смотрит на нас с фотографий. Еще есть маленькие семейные традиции, которые, надеюсь, дети и внуки будут длить. Например, помимо привычных праздников устраивать торжество по желанию, когда кому-то очень захочется праздника. Или в качестве «лекарства». Мне так дедушка в детстве говорил: «Хочешь праздника – делай сама и не откладывай!».

Помогают хранить память и семейные реликвии. Поэтому на свадьбу сына я достала бабушкин рушник. Еще один способ сохранения памяти – это рассказы, почти легенды, которые живут в семье. Жаль, что не записывали в свое время. Что-то не так часто воспроизводимое, увы, забывается. Теперь я думаю, что стоит записать все, что помнится, для внуков. Скорее всего это будет похоже на сказку. Вернее, это и будет моей сказкой.

/ художник Тамара Кузьмина

По задумке авторов, выпуск «Неула экини» для большего погружения в историю нужно слушать перед сном в удобном месте. Момент перед засыпанием – это особенное время, когда человек находится в одиночестве со своими мыслями и погружается в свои собственные миры. Какие чувства и ассоциации вызвало у вас прослушивание этого аудиоспектакля?

Да, вечернее время, когда властвует правое полушарие, активизируется образное мышление и чувства-переживания – самое лучшее для сказки. Я слушала спектакль в три ночи. Сказки же преимущественно и рассказывали на ночь. В подлунные часы наше подсознание их лучше обрабатывает, извлекает сокрытые смыслы, длит и расцвечивает в снах, а потом под утро возвращает откровением, открытием, подсказкой или готовым решением.

Так и я слушала аудиоспектакль «Неула экини» – как полуночную сказку, которая, взяв меня за плечи, вела из одного сказочного пространства в другое. Завораживая голосом сказительницы, шелестом страниц, звуками, пением, незнакомым языком... Как будто повествование разворачивали как на сцене – наяву, перед моими глазами. По окончании легко представилось, как в старину возникали у сидящих вокруг очага слушателей зримые сказочные образы.

Как удивительно переданы в первой части – сказке о маяке – единство воды и суши; божеств моря и земли; мальчика-пришельца и живущей на острове дочери шамана. Как в итоге все их совместные усилия легли во благо всех странствующих в мире. Островком в многообразии культурных миров можно назвать и культуру коренного малочисленного этноса Приморского края – удэге. Тема моря, кораблей, морских путешествий переплетена с жизнью «земных» людей, коренных жителей и потомков переселенцев. Символ их единства – маяк, ключевой герой повествования. Маяки помогают не только мореходам. Если, как сказано в спектакле, над каждым погибшим кораблем будет поставлен маяк, то не будет утрачен путь к нему. Своего рода маяками являются и люди, собиратели и хранители фольклорного наследия коренных народов нашего региона. Такие как Владимир Клавдиевич Арсеньев («пришелец», русский) и Александр Александрович Канчуга (коренной житель края, удэгеец). Как маяки, они освещают и открывают путь каждому человеку, чтобы ничто не было утрачено безвозвратно.

Традиционные культуры многочисленных народов нашей страны сохраняют черты детства цивилизованного человечества. В сказке же заключено детство всей нашей литературы. Самые яркие и ценностно-определяющие воспоминания каждого человека родом из детства. «Детство» и человека, и культуры, и человечества в целом – это маяк, что бережет память о прошлом, без которой трудно рассмотреть путь в будущее.

/ Автор фото: Лида Бекенова
Сэвэн — дух-помощник шамана
береговая линия
Отзывы
Отзывов пока нет, ваш может быть первым.

также рекомендуем

«Культурное Приморье»
во «вконтакте»

@primcult

Вступить в группу

«Культурное Приморье»
в Telegram

@primcult

Вступить в группу
Мы используем файлы cookie, чтобы предоставить вам больше возможностей при использовании сайта.
Продолжая просмотр страниц сайта, вы даете свое согласие на использование cookie.Подробнее.