Владивостокскому фуникулёру более полувека. Два вагончика на канатном приводе ходят по склону Орлиной сопки и соединяют улицы Пушкинскую с Суханова.
Инициатором строительства был Никита Хрущёв. Во время деловой поездки в Сан-Франциско, США, генсек вдохновился инфраструктурой американского мегаполиса и задумал сделать из столицы Приморья советский Сан-Франциско. Новый проект назвали «Большой Владивосток». Планировали построить два фуникулёра — второй должен был соединять Нагорный парк и Гайдамак. Реализовать проект удалось лишь частично.
В силу особенностей местного климата и рельефа строили рельсовую дорогу для горного трамвая три года. Открыли фуникулер 5 мая 1962 года. Подъёмный механизм произвели в Донецке, он используется и по сей день. Длина маршрута фуникулёра — 183 м. В синем и красном вагончиках предусмотрено по 28 посадочных мест, а общая вместительность — до 40 человек. Движутся вагончики по однопутной рельсовой дороге, разъезжаясь в середине пути. Регулируется движение из отдельно расположенной кабины управления. Горный трамвай ходит с периодичностью 5–7 минут с семи утра до восьми вечера.
Время в пути — менее двух минут, но по ходу движения из окон открывается великолепный панорамный вид на Владивосток. Станции горного трамвая обустроены в закрытых павильонах. У нижней станции находятся Приморский театр им. Пушкина, часовня Св. Татьяны и лютеранская кирха. Верхняя станция расположена рядом со связующей площадью улиц Суханова, Аксаковской, Сибирцева и Огарёва, монументом Кириллу и Мефодию, смотровой площадкой.
Местные жители используют горный трамвай в качестве общественного транспорта. Он значительно экономит время в пути. Кроме того, в условиях перепада высоты между станциями в 70 м фуникулёр стал незаменимым для передвижения маломобильных горожан. Немногим ранее горный трамвай был популярен у студентов Дальневосточного федерального университета, учебные корпуса которого располагались вблизи обеих конечных станций. Для туристов есть экскурсия в машинный зал, где можно увидеть внутреннее устройство и механизмы фуникулёра, посетить кабину управления и узнать принципы работы.
За годы существования фуникулёр стал одной из визитных карточек города. Это уникальное историческое сооружение, подобных которому в России всего два. Второй горный трамвай находится в Сочи. Группа «Туманный стон» посвятила Дальневосточному фуникулёру одну из своих песен.