Предлагаем вам перенестись на два столетия назад и посмотреть на Владивосток немного под другим углом. Пройдёмся по улицам Алеутской, Светланской и Пушкинской — от железнодорожного вокзала до Пушкинского театра. Будем разглядывать старинные фотографии и открытки и сравнивать здания на них с современными, изучать различные архитектурные стили и историю города.
Начнём наше путешествие в прошлое у здания железнодорожного вокзала, которое с конца XIX века встречает и провожает гостей Приморья.
Вокзал по проекту инженера-архитектора Платона Базилевского начали строить в 1891 году одновременно с железной дорогой. Тогда во Владивосток приехал будущий император Николай II и заложил в основание строения серебряную пластину. Через пару лет вокзал принял первых пассажиров. Внешне он напоминал крепость, отсылая к средневековому стилю. Но в таком виде здание просуществовало недолго – уже в 1912-м его перестроили в русском стиле. Нужно было сделать его визуально похожим на новый Ярославский вокзал в Москве, чтобы отразить в начальном и конечном пунктах железной дороги единство и неделимость России. Авторами проекта в разных источниках называют двух архитекторов – Николая Коновалова и Владимира Плансона.
Продолжайте идти по улице Алеутской, пока не увидите слева гранитную лестницу и возвышающийся над ней памятник.
Этот трёхэтажный дом – одно из немногих сохранившихся во Владивостоке зданий в стиле романтический модерн. Его построили в 1913 году по проекту архитектора Георгия Юнгхенделя для семьи купца Юлиуса Йозефа Бринера, переехавшего из Швейцарии во Владивосток в XIX веке.
В 1920-м в этом доме родился мальчик, которого назвали в честь деда Юлием. Впоследствии он немного изменил свои имя и фамилию и стал голливудским актёром Юлом Бриннером, лауреатом премии «Оскар» за лучшую мужскую роль в фильме 1956 года «Король и я». В образе сиамского монарха из этой картины его изобразил скульптор Алексей Бокий. Памятник перед особняком династии Бринеров открыли в 2012-м.
«Серая лошадь» – так называют дома № 17 и 19 на улице Алеутской, которые построили в стиле советского неоклассицизма в 1930-х. Первый дом в семь этажей возвели по проекту Александра Порецкова, второй, на этаж выше, – по проекту Николая Бигачёва. Это были первые здания в городе выше привычных для Владивостока четырёхэтажек.
17-й дом украсили скульптурами красноармейца, лётчика, колхозницы и шахтёра. Говорят, что была ещё и скульптура лошади, которая, возможно, дала народное название этому архитектурному ансамблю, но подтверждений этому факту нет. Серой «Лошадь» могла стать после того, как здания в начале Великой Отечественной перекрасили – так их маскировали. Изначально оба дома были с розовыми фасадами. Родной цвет в 2021 году вернули только одному из них.
Теперь остановитесь на углу улиц Алеутской и Светланской. Здесь стоит бывший доходный дом предпринимателя и мецената Василия Бабинцева.
Здание, сочетающее в себе черты классицизма и ампира, построили, по одной версии, по проекту Ивана Мешкова, а по другой – по проекту Владимира Плансона. Интересная неоднозначность, уже вторая на нашем пути.
С 1904 года сначала Василий Бабинцев, а потом и его сын сдавали здание в аренду. До Гражданской войны здесь располагались магазины, правление Сибирского торгового банка и конторы дипломатов разных стран, а после национализации – губернский финансовый отдел и фондовая комиссия Совета труда и обороны, потом Тихоокеанский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии. В 1977-м дом занял музей Ленина. Сейчас это главный корпус Музея имени Арсеньева.
Дальше по левой стороне улицы Светланской вы увидите трёхэтажное здание в стиле модерн. Это гостиница «Версаль» – лучшая в начале XX века в городе.
Её спроектировал Иван Мешков для предпринимателя Льва Радомышльского. Помимо гостиницы, здесь были магазины, буфет и ресторан.
В 1934-м – после прибытия во Владивосток участников экспедиции на «Челюскине» – гостинице дали имя парохода, а позже переименовали и ресторан. Прежнее название вернулось в 1990-х.
В разное время в этой гостинице останавливались адмирал Александр Колчак, писатели Сомерсет Моэм и Бертольд Брехт, а также президент Вьетнама Хо Ши Мин. А ещё это здание фигурирует в романе Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны». В ресторане «Версаль» Максим Исаев, он же Штирлиц, познакомился со своей женой Сашенькой.
А теперь нам нужно повернуть назад и мимо площади Борцов Революции дойти до дома № 33.
Это величественное здание в стиле романтического модерна, как и особняк Бринеров, спроектировал Георг Юнгхендель. Оно создавалось для торгового дома «Кунст и Альберс» – компании, которую основали немцы Густав Кунст и Густав Альберс, владевшие сетью магазинов по всему Дальнему Востоку.
В 1907 году шикарный универмаг с большими окнами-витринами, лифтом, красивыми интерьерами, электрическим освещением, телефоном и паровым отоплением был готов. Проработал он до 1930-го. С 1934-го это Владивостокский ГУМ.
Перейдите улицу Уборевича и остановитесь у дома № 41.
Посмотрим на ещё одно здание в русском стиле – с лучковыми окнами, кокошниками и другими красивыми декоративными элементами. Его автор – архитектор Александр Гвоздзиовский. Вероятно, он при создании этого великолепного здания вдохновлялся лучшими образцами стиля, например,, доходным домом Николая Басина в Санкт-Петербурге. Объём, членение окон и декорирование очень похожи.
Строили здание с 1897-го по 1899 год для почтово-телеграфной конторы. Со временем его предназначение не изменилось. Сегодня здесь тоже работает отделение почты.
Теперь направляйтесь к Золотому мосту, пройдите под ним и держитесь левой стороны, скоро вы увидите ступеньки к колокольне.
Храм Успения Пресвятой Богородицы был первым зданием в русском стиле во Владивостоке. Его начали строить по проекту архитектора Миллера в 1886 году, а освятили в 1889-м. Здание не сохранилось, в 1938-м его разрушили, а фундамент использовали для постройки художественного училища. Увидеть, каким был храм, можно только на старых фотографиях.
Современный Успенский храм воссоздали в здании церковно-причтового дома, чудом уцелевшего. Его вернули верующим в 1996 году, а освятили церковь после реконструкции спустя десять лет.
Ну что, пора отправиться к финальной точке нашего маршрута. Поднимайтесь на соседнюю улицу Пушкинскую.
Это здание построили по проекту архитектора Павла Вагнера в 1908 году на средства Собрания приказчиков, куда входили крупнейшие предприниматели Владивостока того времени.
Здесь была большая библиотека, театральный зал, где часто давали благотворительные концерты и устраивали спектакли. На сцене театра выступали Вера Комиссаржевская, Айседора Дункан и её приемная дочь Ирма, Леонид Утёсов, Александр Вертинский и Владимир Высоцкий.
Сейчас Пушкинский театр – часть творческого центра Дальневосточного федерального университета.