Что можно посмотреть во Владивостоке за один день? Да много всего – настолько много, что впору растеряться. На этот случай мы подготовили маршрут по ключевым достопримечательностям приморской столицы.
Во время обзорной прогулки вы пройдётесь по городским набережным, узнаете о значении Владивостокской крепости, познакомитесь с аутентичными двориками бывшего китайского квартала, рассмотрите величественные здания в неорусском стиле и, конечно, прокатитесь на знаменитом фуникулёре. Ну что, в путь?
Начнём прогулку с одного из самых популярных мест во Владивостоке – набережной Спортивной гавани. Её история связана с развитием городских общественных пространств. В конце XIX века здесь располагались первые купальни – в то время солёные воды Амурского залива считались целебными. Затем открылся рынок, владивостокцы покупали на нём свежую рыбу и морепродукты.
С середине 1950-х годов гавань получила своё нынешнее название и превратилась в «берег здоровья» с благоустроенным пляжем, соляриями и спортивными площадками. Позже для горожан открыли кафе с террасами, благоустроили дорожки и добавили главную достопримечательность – светомузыкальный фонтан с чашей диаметром 12 метров. Его построили к 125-летнему юбилею города, а в 2012 году масштабно реконструировали.
Для нескольких поколений владивостокцев набережная Спортивной гавани – любимое место отдыха. Здесь устраивают концерты и городские праздники, играет музыка. Летом жители приморской столицы часто загорают на набережной, но вообще-то для прогулок и любования морскими видами подходит любое время года.
Готовы увидеть следующую точку маршрута? Двигаясь по набережной, сверните на Батарейную улицу и идите в сторону спортивного комплекса «Динамо».
Перед вами отреставрированная береговая батарея под названием Безымянная. Это часть уникального комплекса оборонительных сооружений – Владивостокской крепости. Её построили на рубеже XIX и XX веков. В состав комплекса входят 122 объекта – от фортов и артиллерийских батарей до сапёрных редутов и пороховых погребов.
Батарея, с которой вы познакомитесь в ходе этой прогулки, создана в 1862 году. К началу XX века она стала бетонной, а уже к концу столетия превратилась в музей. На базе Безымянной в 1996 году открыли музей «Владивостокская крепость» с внешними и внутренними экспозициями. Здесь представлены образцы строительной и военной техники, в том числе средневековые. А поднявшись на крыши казематов, вы сможете насладиться впечатляющим видом на набережную и залив.
Чтобы продолжить прогулку, вернитесь на Батарейную улицу, обогните океанариум «Аквамир» и двигайтесь до пересечения с Пограничной улицей.
Добро пожаловать в бывший китайский квартал в центре Владивостока – легендарную Миллионку. В начале XX века десятки тысяч китайских эмигрантов жили и работали в этих постройках из красного кирпича. Район был криминальный: здесь располагались опиумные курильни и игральные дома, действовали контрабандисты и фальшивомонетчики. Законы Российской империи, а позднее и Советского Союза в Миллионке не действовали. Квартал существовал как государство в государстве, здесь даже был свой король, с которым договаривались местные власти.
К концу 1930-х годов район по решению НКВД ликвидировали, что, однако, не помешало ему стать популярным местом, с которым связано множество тайн. Золото Колчака и раритетные монеты, жуткие призраки, подземные лабиринты – о Миллионке ходят легенды, она привлекает внимание искателей приключений и любителей истории.
Обязательно прогуляйтесь по кварталу с его дворами-колодцами, узкими проулками и характерными арками. На зданиях вы сможете увидеть собирательные образы здешних обитателей из прошлого – это проект местных художников, которые на основе старинных фотографий воплотили память о тех, кто жил в Миллионке столетие назад.
Ну что, идём дальше? Выйдите на улицу Семёновскую и на перекрёстке с улице Алеутской поверните направо. Продолжайте движение, пока не окажетесь на Привокзальной площади.
Вы стоите перед железнодорожным вокзалом Владивостока – конечной станцией Транссибирской магистрали. Именно сюда прибывают поезда, которые отправились из Москвы и преодолели более девяти тысяч километров.
Первое станционное здание открыли ещё в 1893 году, но нынешняя двухэтажная постройка в неорусском стиле появилась в 1912 году после масштабной реконструкции. За основу проекта взяли внешний вид Ярославского вокзала в Москве – это символически объединило начальный и конечный пункты великого пути через всю Россию.
В советские годы здание поменяло свой облик: убрали двуглавого орла, заштукатурили мозаичные панно, перекрасили фасад в зелёный цвет взамен жёлтого. Вернуть строению дореволюционный вид помогла реставрация, к которой в 1990-е годы привлекли российско-итальянских мастеров. Благодаря их стараниям мы можем увидеть железнодорожный вокзал таким, каким он был задуман изначально, – сказочным теремом, сошедшим с картинки. Эта уникальная достопримечательность с шатровыми крышами, башенками и богатым декором производит впечатление не только на путешественников, прибывающих во Владивосток, но и на местных жителей.
Вам предстоит вернуться на улицу Алеутскую и дойти до перекрёстка со Светланской – здесь поверните направо. Обогните здание краевого Правительства и двигайтесь в сторону следующей точки маршрута.
Наш маршрут включает в себя ещё одну набережную – Корабельную. Она располагается в самом центре города на берегу бухты Золотой Рог. Именно здесь в 1860 году началась история Владивостока.
В наши дни Корабельная набережная не только отличное место для прогулки, но и настоящий музей под открытым небом. Пройдясь по береговой части, вы увидите сразу несколько важных достопримечательностей: стелу основателям Владивостока, военный корабль «Красный вымпел» – первое военное судно Тихоокеанского флота, гвардейскую подводную лодку С-56, ставшую популярным музеем, корабельные пушки, часовню Андрея Первозванного и памятник пионерам подводного плавания на Тихом океане. Знакомство с историей этих объектов позволит проследить, как город развивался на протяжении десятилетий и какую важную роль играл для защиты восточных рубежей нашей страны.
По большим праздникам – например, в День Военно-Морского Флота, – Корабельная набережная становится точкой притяжения для всех владивостокцев и гостей приморской столицы. Но и в будние дни здесь можно отдохнуть, наслаждаясь живописным видом на бухту и Золотой мост.
Познакомившись с набережной, рядом с Вечным огнём сверните в сторону Адмиральского сквера. Вас ждёт ещё одна достопримечательность.
Арку цесаревича Николая также называют Николаевскими Триумфальными воротами. И они действительно выглядят празднично и торжественно.
Сооружение возвели в 1891 году в честь визита во Владивосток будущего императора Николая Александровича. Именно такой формат приветствия не случаен – традиция устанавливать триумфальные арки в честь правителей и прославленных героев была известна ещё с древнеримских времён. Получились ворота в русско-византийском стиле, с четырёхугольными колоннами и ажурной крышей. На вершине восьмигранного купола разместили золочёного двуглавого орла. И, конечно, добавили богатый декор с разноцветными древнерусскими орнаментами и лепными объёмными узорами.
К сожалению, нынешняя арка – копия Триумфальных ворот, которые увидел цесаревич во время своего путешествия. В советские годы достопримечательность уничтожили, и воссоздать памятник русско-византийского зодчества удалось лишь 70 лет спустя. Чертежей не сохранилось, так что в создании проекта использовали старинные фотографии и архивные материалы. Новую арку торжественно открыли в мае 2003 года.
Пришло время отправиться в финальную точку нашего маршрута. Выйдите на улицу Светланскую, сверните на улицу Лазо, а затем на улицу Суханова. Пройдите мимо видовой площадки и сквера Путешественников – вы на месте.
Фуникулёр – одна из визитных карточек Владивостока. Он открыт в 1962 году по инициативе Никиты Хрущёва. Генсек вдохновился поездкой в США и решил превратить приморскую столицу во второй Сан-Франциско. По плану должно было появиться два фуникулёра, но в итоге установили только один. Он работает до сих пор, причём не только как туристический объект, но и в роли общественного транспорта – быстрого и удобного.
Маршрут фуникулёра составляет 183 метра, время в пути – полторы минуты. Вагончиков всего два, вместимость каждого – до 40 человек. И станций тоже две: нижняя на улице Пушкинской и верхняя на улице Суханова. Именно на верхней смотровой площадке вас ждёт великолепный панорамный вид с сопки Орлиное гнездо, самой высокой в городе.
Для тех, кто хочет ближе познакомиться с историей и техническими особенностями фуникулёра, проводят экскурсии в машинный зал. На них можно увидеть внутреннее устройство и механизмы, посетить кабину управления и узнать принципы работы.