Предлагаем отправиться в небольшое, но познавательное путешествие по сооружениям Владивостокской крепости. Она состоит из большого количества береговых батарей, фортов, капониров и других объектов, но мы посетим лишь те, которые наиболее живописны и безопасны. По пути вы сможете насладиться прекрасными панорамными видами и увидеть самую мощную приморскую крепость в мире.
Владивостокская крепость – комплекс оборонительных сооружений на полуострове Муравьев-Амурский и острове Русский. Её возвели в 1877–1917 годах для защиты тихоокеанских рубежей. Крепость обеспечивала безопасность восточных границ сначала Российской империи, а затем и Советского Союза, и предупредила не одно вторжение. В комплекс входили пять фортов, семь опорных пунктов, 20 сухопутных батарей и 23 береговых батареи. После окончания Русско-японской войны и потери Порт-Артура Владивосток стал единственным укрепленным портом и русской военно-морской базой в регионе.
Со временем крепость утратила свое оборонительное значение и стала частью культурно-исторического наследия страны. В 2019 году на ее базе создали музей-заповедник «Владивостокская крепость». В визит-центре музея есть экспозиция «Владивосток. Время крепости», которая рассказывает об комплексе и людях, причастных к его строительству.
Наше путешествие начнется с первого оплота будущей цитадели – батареи на берегу Безымянной бухты Амурского залива.
В 1862 году на берегу Безымянной бухты разместили взвод горной артиллерии, возвели позиции и установили гладкоствольные орудия. Почти через 20 лет здесь появилась мощная батарея – вал из земли и дерева для защиты орудий. В 1896–1901 годах по проекту капитана Якубовского возвели бетонные укрепления и построили одноэтажный бетонный каземат с огневыми позициями. Еще на территории батареи были дальномерный павильон, пороховые погреба и орудийные дворики.
В годы революции батарею забросили, а в 1923-м – частично разрушили. В 1930-е годы некоторые позиции перестроили. Во время Великой Отечественной войны в этом месте стояла батарея зенитной артиллерии Тихоокеанского флота.
Восстанавливать разрушенные сооружения начали в 1988 году. С 1996-го по сегодняшний день здесь располагается музей «Владивостокская крепость». В экспозиции представлены материалы об истории Приморья, Владивостокской крепости и береговой обороны Приморья советского периода. На выставке под открытым небом можно увидеть образцы оружия и боевой техники береговой обороны Тихоокеанского флота 1930–1990-х годов и элементы Владивостокской крепости.
Теперь наш путь лежит на одну из сопок в долине Первой речки. Выезжайте на улицу Светланскую, сверните на Луговую и на развязке съедьте на улицу Адмирала Юмашева. Затем на развилке возьмите левее на улицу Нейбута и двигайтесь дальше к сопке Суворова – на ней расположен одноименный форт.
Этот форт возвели в 1899–1904 годах в рамках строительства второй главной линии сухопутной обороны крепости. Над проектом работали военные инженеры Константин Величко, Александр Новицкий и Эрнст Маак. Бетонные своды форта очень прочные, толщиной 1,2 метра, – они должны были выдерживать обстрел из пушек. В форте могли разместиться две роты пехоты и команда артиллеристов. Вооружен он был 26 пушками.
В центре форта сначала хотели возвести казарму-убежище дежурной части. Но позднее проект изменили: сделали полноценную казарму со спальными помещениями и несколько небольших убежищ.
За время службы его перестраивали трижды: в 1934 году – под командный пункт Морских сил Дальнего Востока «Гранит», в 1940 году – под командный пункт Береговой обороны Главной военно-морской базы Тихоокеанского флота «Владивосток», а затем сооружения приспособили под командный пункт использовавшийся частями противовоздушной обороны. В 1905 году под фортом оборудовали пещерные убежища.
Далее – батарея на мысу Назимова. Выезжаем на трассу и двигаемся вдоль побережья к Русскому мосту. Наша остановка прямо перед ним, нужно лишь не пропустить съезд направо и разворот к берегу.
Назимовскую батарею построили в 1894–1895 годах из дерева и земли, но вскоре перестроили из бетона. Укрепление предназначено для защиты Скрыплёвского рейда и входа в пролив Босфор-Восточный. Авторы проекта – военные инженеры Вацлав Жигалковский, Дмитрий Колосовский и Николай Коновалов. Изначально батарея была рассчитана на шесть пушек, позднее добавилось еще две.
Между вторым и третьим основаниями для пушек сделали небольшую насыпь, внутри которой было убежище. Между четвёртым и пятым были погреба для хранения пороховых зарядов.
При проведении испытаний огневая позиция батареи была частично взорвана. Позже основную часть вооружения сняли, а закладные части лафетов вырубили из бетона и отправили на батарею Соболь.
Продолжаем путешествие? Пересекаем Босфор Восточный по Русскому мосту, едем по Университетскому проспекту около двух километров, на съезде поворачиваем направо, затем еще раз направо и проезжаем еще около километра. Здесь наша следующая остановка – форт Поспелова.
Форт Поспелова возвели в 1901–1904 годах на основе типового проекта. Работами руководили военные инженеры полковник Нестор Буйницкий, капитан Александр Гнучев и капитан Николай Воронов. Форт должен был защитить близлежащие береговые батареи и не позволить врагу проникнуть на Саперный полуостров, откуда можно напрямую обстрелять Владивосток.
Форт построен в форме слегка искаженного ромба и вооружен десятью пушками и двумя пулемётами на крепостных станках, ещё две пушки вмурованы в амбразуры кофра. Вокруг был ров, который тоже обстреливался из орудий. Казарма форта позволяет разместить гарнизон для постоянного жительства. Здесь также располагаются убежища для противоштурмовых орудий и пороховой погреб.
В советское время в этом укреплении несли караульную службу курсанты Школы оружия Краснознаменного Тихоокеанского флота, а в сооружениях форта размещали артиллерийские склады и склады боезапаса.
С форта Поспелова открывается красивый вид на бухты Аякс и Новик. А ещё отсюда можно рассмотреть кампус Дальневосточного федерального университета и южный берег Владивостока.
В последние годы в форте проводили творческие фестивали «Лабиринты острова Русский». Здесь есть каменный лабиринт. Его создал скульптор и мастер каменной пластики Ман Сур в 2007 году, используя традиционные принципы китайской науки фэншуй. Всего в Приморье таких скульптур пять, эта называется – «Небеса». Считается, что прогулка по такому лабиринту объединяет работу левого и правого полушарий головного мозга – это помогает творчески мыслить.
Теперь нам нужно попасть на мыс Новосильцева. Движемся дальше по главной дороге, возле пляжа она станет грунтовой, но выведет точно к Новосильцевской батарее.
Новосильцевскую батарею построили по проекту Эдмунда Гоппена в 1888 году для защиты Босфора Восточного. Дерево-земляное укрепление вооружили четырьмя пушками и четырьмя мортирами. В 1890–1895 годах построили два бетонных погреба, четыре блиндажа, деревянный павильон для дальномера и помещение для электрического прожектора. К началу XX века батарею перестроили, работами руководил военный инженер Эрнст Маак.
В 2011–2012 годах батарею отреставрировали. Во дворике установлены макеты морских и береговых пушек Канэ, а также скорострельных береговых пушек Норденфельда. С мыса открывается очень живописный вид на Русский мост и остров Скрыплева, но будьте осторожны – здесь крутые скальные обрывы, с трех сторон уходящие в море.
Здесь расположен еще один лабиринт Ман Сура под названием «Фэншуй».
Возвращаемся на Университетский проспект и продолжаем движение по Русскому острову. Через 7–8 км будет поворот направо – нам сюда.
Форт № 12 спроектировали и построили в 1910–1917 годах при возведении новой главной линии сухопутной обороны Владивостокской крепости. Работами руководили военные инженеры Федор Шабанов, Николай Шелавин и Александр Федоров. Форт защищал от неприятеля вход на Сапёрный полуостров и удобный для высадки десанта пологий участок берега у мыса Ахлестышева.
Из всех фортов крепости этот – самый оригинальный и необычный по устройству. По форме он похож на гигантскую бабочку. По задумке, он должен был состоять из трех независимых узлов обороны – левого люнета, правого редута и оборонительной казармы, опоясанной стрелковым окопом. Но казарму так и не построили.
В советское время форт № 12 использовали как хранилище боеприпасов для Ворошиловской батареи. Позднее в укреплении разместили радиотехнические средства для обслуживания зенитно-ракетного дивизиона противовоздушной обороны.
Проехав еще немного по Университетскому проспекту, слева мы увидим Великокняжескую батарею – это наша очередная остановка.
Свое название батарея получила в честь приезжавшего во Владивосток генерал-инспектора артиллерии Великого князя Сергея Михайловича в 1908 году. Над проектом работали военные инженеры Федор Шабанов и Евгений Алабушев.
В 1909 году построили бетонные основания для орудий и возвели каменные погребки. Через год на батарее поставили четыре береговые пушки. В 1914 году укрепление окончательно достроили и установили все необходимые механизмы, но с началом Первой мировой войны вооружение с батареи сняли и отправили на фронт.
На сегодняшний день сохранились три временных погребка и позиция главного калибра с четырьмя орудийными двориками, 30 казематами и подбрустверной галереей.
Исследовав каждый уголок Великокняжеской батареи и насладившись видами, снова отправляемся в путь. Наша последняя остановка – форт № 9. Он расположен в 1,6 км к юго-востоку от берега бухты Воеводы. Едем по Университетскому проспекту, потом по Кронштадтской улице и затем, не доезжая развилки, сворачиваем на лево.
Форт построен по проекту Константина Величко, который он разработал в 1910 году. Работами руководил военный инженер капитан Леонид Иванов, а с 1915 года – подполковник Николай Утешев и генерал-майор Александр Фёдоров. Укрепление создавали для для защиты южной части побережья острова Русского и бухты Иванцева от высадки вражеского десанта.
Центральная часть форта опоясана рвом с трех сторон, а тыл прикрывает проволочное заграждение. Для укрытия от огня неприятеля по фронту возвели бетонный бруствер. Оборонительные сооружения рассредоточены по возвышенности и вписаны в рельеф местности, между собой их соединяют подземные тоннели. Толщина бетонных перекрытий доходит до 4,5 метров – это делает форт самым мощным на Русском острове. Укрепление рассчитано на одну пехотную роту, четыре скорострельные пушки, восемь противоштурмовых и 14 капонирных пушек, а также 20 пулеметов.
В советское время здесь располагался командный пункт, затем – база зенитно-ракетного подразделения. С территории форта № 9 открываются прекрасные панорамные виды на острова Рейнеке, Попова и Шкота, а также на бухты Рында и Воевода.