Владивосток – город-порт на полуострове Муравьева-Амурского и островах в заливе Японского моря. Не удивительно, что один из символов города – маяки. Они не только выполняют важную функцию в навигации, но имеют большое значение для самих моряков как символ родного берега.
А туристов это уникальное архитектурное сооружение привлекает своей мощной энергетикой и романтикой приключений.
Предлагаем вам поближе посмотреть на самые красивые, знаменитые и старинные маяки, а также узнать, что называют «морскими воротами Владивостока».
Маяк расположен на мысе Токаревского и назван в честь гидрографа Михаила Токаревского, но в народе его называют «Токаревская кошка». Почему так? От берега к маяку ведет насыпная коса, которую в XIX веке называли кошкой. Так и получилось народное название. Длина кошки – около 800 метров. На ее конце специально для постройки маяка сделали искусственный островок диаметром 25 метров.
Маяк Токаревского – один из старейших маяков Владивостока. Его построили в 1884 году. Изначально это был «куст» деревянных свай с площадкой, на которой был установлен отражательный фонарь с двумя масляными лампами и двумя рефлекторами. Но через год из-за движения льда деревянные сваи стали разрушаться, и их срезали. Каменный маяк на этом же месте построили в 1910 году, а полностью оснастили фонарным освещением в 1913 году. С тех пор маяк не прекращал свою работу и остался практически в первозданном виде. Реконструируют периодически только техническое оснащение.
Летом возле маяка можно увидеть серферов, а зимой – пятнистых тюленей.
Добраться до маяка можно на городском транспорте до конечной остановки «Маяк», а потом пройтись пешком. Если нет прилива, то по кошке можно дойти до самого маяка.
Три маяка Шкотовского створа установлены в юго-западной части полуострова Шкота на расстоянии 1,2 км от мыса Токаревского. Эти маяки обеспечивают плавание судов из Уссурийского залива по проливу Босфор Восточный ко входу в бухту Золотой Рог.
Маяки установлены на пологом юго-восточном склоне холма. Высота основания переднего маяка от уровня моря – 22 м, среднего – 33,7 м, заднего – 52,5 м.
Секторный маяк построили в 1929 году. Со временем существовавший створ знаков перестал удовлетворять потребности торгового и военного мореплавания, поэтому в 1954 году маяк реконструировали. И сейчас здесь установлены передний, средний и задний маяки.
Передний маяк Шкотовского створа представляет собой белое кирпичное техническое здание с восьмигранным фонарным сооружением и шпилем. Возле маяка построен городок для персонала: четырехквартирный жилой дом, служебные и хозяйственно-бытовые здания. Средний и задний маяки представляют собой четырехгранные пирамидальные башни высотой 15 м.
Еще один маяк на полуострове Шкота находится на мысе Россета. Его построили в 1957 году. Он обеспечивает навигационную безопасность при мореплавании в Амурском заливе.
Маяк расположен в 70 м от береговой черты на высоте 62 м над уровнем моря. Здание маяка – это одноквартирный жилой дом с двумя жилыми комнатами, кухней и помещениями для размещения аппаратуры маяка, радиомаяка, электрогенератора и средств связи.
Маяк находится на мысе Басаргина. И мыс, и полуостров названы в честь адмирала Владимира Басаргина – исследователя Дальнего Востока. Мыс представляет собой высокую скалу прямоугольной формы, соединенную с берегом низким скалистым перешейком и подвесным мостом.
Первое деревянное здание построили в 1937 году. Огонь в то время использовали ацетиленовый, а потому маяк назывался тогда просто светящимся навигационным знаком. В 1958 году деревянный знак сменила каменная бело-красная восьмигранная башня высотой восемь метров.
Маяк находится в режимной зоне, поэтому близко к нему подойти не удастся, но и на расстоянии он выглядит довольно внушительно и красиво. Не зря же долгое время изображение маяка использовали в заставке Приморского телевидения.
Маяк Скрыплева установлен в южной части одноименного острова. Это один из старейших маяков на Дальнем Востоке – он стал первым в Приморье и вторым на всем Дальнем Востоке. Известна даже точная дата его открытия – 20 ноября 1876 года. Маяк обеспечивает безопасное мореплавание в проливе Босфор Восточный и в Уссурийском заливе. Сам остров, на котором стоит маяк, практически необитаемый – там живут только служители маяка.
Сейчас маяк представляет собой белое каменное одноэтажное здание с встроенной восьмигранной призматической белой башней, которую венчает красное фонарное сооружение. Здание было спроектировано как жилой дом с квартирой для смотрителя маяка, кухней, прихожей и кладовой. Позже здесь построили гостевой домик, две бани и несколько хозяйственных зданий.
Маяк Скрыплева и сегодня остается наиболее мощным среди маяков Владивостока. Его свет распространяется на 32 километра и виден практически из каждой точки Уссурийского залива.
Вход для туристов на остров закрыт, но в солнечную погоду маяк видно издалека.
Кстати, именно два последних маяка – Скрыплева и Басаргина – называют морскими воротами Владивостока. При входе в порт корабли проходят правым бортом мимо зеленого света маяка Басаргина, а левым – мимо красного света острова Скрыплева.